193312, г. Санкт-Петербург, пр. Солидарности, д. 6

Признавая безопасность пациентов в качестве ключевого приоритета здравоохранения, Всемирная ассамблея здравоохранения в рамках 72-ой сессии 25 мая 2019 года приняла резолюцию WHA72.6 «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов» и объявила 17 сентября Всемирным днем безопасности пациентов.

В 2025 году для Всемирного дня безопасности пациентов выбрана тема «Безопасная помощь каждому новорожденному и каждому ребенку», потому что Единичный инцидент в сфере безопасности педиатрической помощи может повлечь за собой пожизненные негативные последствия для здоровья и развития ребенка.

Безопасность пациентов в медицине — это основополагающий принцип оказания медицинской помощи

Каждый вид, форма и условия оказания медицинской помощи сопровождаются определенными рисками для пациентов.

Для повышения безопасности пациентов необходимы комплексные решения в рамках системы здравоохранения – широкий спектр мероприятий по улучшению организации деятельности, в том числе, вовлечение пациентов и лиц, осуществляющих уход для обеспечения безопасного оказания медицинской помощи.

Безопасность медицинской деятельности — это отсутствие предотвратимого вреда пациенту и снижение до приемлемого минимума риска причинения неоправданного ущерба в связи с оказанием медицинской помощи.

Глобальная Цель Всемирного дня безопасности пациентов – повышение глобальной осведомленности о безопасности пациентов и поощрение международной солидарности в действиях, направленных на повышение безопасности пациентов и снижение вреда для пациентов во всем мире, как профессионального сообщества, так и самих пациентов, их родственников, различных организаций, представляющих интересы пациентов.

Задачи Всемирного дня безопасности пациентов 2025 г.:

  1. Повысить осведомленность мирового сообщества о рисках, связанных с оказанием педиатрической и неонатальной помощи в различных условиях, обратив внимание на особые потребности детей, их родителей и ухаживающих за детьми лиц.
  2. Побудить правительства, организации сферы здравоохранения, профессиональные органы и гражданское общество осуществлять долгосрочные стратегии повышения безопасности помощи, оказываемой новорожденным и детям, в рамках более широких инициатив по обеспечению безопасного и качественного обслуживания пациентов.
  3. Повысить роль родителей, воспитателей и самих детей в обеспечении безопасности пациентов путем расширения просветительской и информационной работы и содействия активному участию населения в процессе оказания помощи.
  4. Напомнить о необходимости активизации научных исследований по проблематике безопасности пациентов при оказании педиатрической и неонатальной помощи.

Цели

Обеспечение безопасности пациентов — условие предоставления качественных услуг здравоохранения. Также безопасность пациентов важна для: 

  • Снижения расходов, связанных с устранением последствий причинённого пациентам вреда.
  • Улучшения эффективности функционирования системы здравоохранения.
  • Восстановления и укрепления доверия населения к системе здравоохранения.

Меры

Некоторые меры по обеспечению безопасности пациентов в медицине:

  • Формирование культуры безопасности на уровне руководства.
  • Обеспечение безопасных условий труда и безопасности процедур и процессов оказания медицинской помощи.
  • Совершенствование профессиональных навыков медицинских и медико-социальных работников, повышение согласованности бригадной работы и взаимодействия.
  • Привлечение пациентов и членов их семей к разработке правил, проведению исследований и совместному принятию решений.
  • Создание систем регистрации инцидентов, связанных с обеспечением безопасности пациентов, для учёта сделанных выводов и реализации непрерывных улучшений.

Оценка

Уровень безопасности пациентов в медицинских учреждениях оценивается с помощью различных методов, например:

  • Использование индикаторов — летальности больных в стационаре, удельного веса выписанных больных, у которых к концу госпитализации не получен запланированный клинический исход и других.
  • Анкетирование пациентов и членов их семей, сопровождающих, — устно (интервью по заранее составленной форме) или письменно (анкетирование).
  • Прямое наблюдение процессов медицинской деятельности — например, по организации ухода за пациентами, профилактике падений, пролежней.

Ознакомиться с более подробной информацией и пройти опрос можно, перейдя по активной ссылке